English version
Вернутся к списку публикаций
27.04.2010 Российская газета № 89 (5168)

ТАИФ-НК продвигает на рынке Татарстана топливо нового поколения

Выше классом

Нижнекамск

Нефтеперерабатывающая компания «ТАИФ-НК» первой в Татарстане стала производить бензин стандарта «Евро-4». Между тем для многих автолюбителей само это понятие либо ни о чем не говорит, либо воспринимается как дорогая диковинка. О том, как удается продвигать новый продукт на рынке, а также какие проекты еще реализует предприятие, «Российской газете» рассказал руководитель «ТАИФ-НК» Александр Бабынин.

– Каков спрос на бензин стандарта «Евро-4» в республике? Соответствует ли он вашим ожиданиям?

– Начнем с того, что пока на нашем рынке нет четкого понимания, что же такое «Евро-4», он для этого еще не созрел. Сам термин только входит в употребление. Что касается спроса, то все, что мы производим, успешно продается. Такова специфика нефтепереработки, по-другому просто быть не может, иначе завод уже остановился бы. Другое дело, что мы обладаем продуктом максимального и неизменного качества, а потому перед нами стоит задача по созданию бренда. И мы сейчас этим занимаемся. Сейчас все легче продавать наш продукт, он становится узнаваемым. Причем важно, что все наше топливо соответствует стандарту «Евро-4». Хотя по регламенту таковым может быть только 95-й бензин. У нас же и 92-й бензин – «Евро-4», и даже 80-й, что, казалось бы, в принципе невозможно.

– Как же это вам удается?

– Все просто. Ведь что такое стандарт «Евро-4»? Это ряд ограничений на содержание в бензине веществ, вредных как для окружающей среды, так и для автомобиля. В первую очередь речь идет о сере. Во всех наших бензинах ее содержание не превышает 50 миллиграмм на килограмм, в то время как в топливе класса «Евро-2» этот показатель достигает 500 миллиграмм на килограмм, а в «Евро-3» – 350 миллиграмм на килограмм. Такая концентрация опасна тем, что при сгорании, к примеру, одного килограмма серы в атмосферу выделяется уже два килограмма сернистого ангидрида, которым потом дышат люди. Кроме того, в «Евро-4» снижено содержание ароматических и непредельных углеводородов. В результате наш бензин хорошо сгорает в двигателе и при этом экологически безопасен, что немаловажно для Нижнекамска – крупнейшего промышленной зоны Восточной Европы, ведь, по статистике, 70-75 процентов выбросов в атмосферу города связано исключительно с транспортной нагрузкой. Поэтому продажа бензина для нас не только бизнес, но и социальная миссия.

– Далеко не все владельцы иномарок доверяют новому топливу, вокруг него существуют различные негативные мифы. Например, что в бензин более низкого класса просто добавляют специальные таблетки, повышающие октановое число, и он превращается в «Евро-4». С чем это, по Вашему мнению, связано?




Александр Бабынин: Глубокая переработка нефти создает огромный потенциал для экономического рывка России.

– Люди не могут избавиться от стереотипов. Да, на каких-нибудь полулегальных заправках прибегают к подобным кустарным методам производства. Самая простейшая схема, когда 92-й бензин просто продают под видом 95-го. Так что риск есть. Именно поэтому мы и занялись строительством собственных заправок. Хотя это достаточно сложный и длительный процесс, в первую очередь с точки зрения отведения земельных участков под строительство АЗС. Нам важно, чтобы потребитель понял, у производителя продается бензин только хорошего качества. На наших заправках существует мощнейшая система контроля. Никаких добавок, никаких примесей. И можете быть уверены, если вы заливаете 92-й бензин, то октан в нем равен 93,5, а в 95-м этот показатель достигает 97. Так что продажа бензина на собственных заправках – это тоже часть нашей миссии.

Вскоре мы закончим ребрендинг АЗС и приступим к рекламной кампании продукта. В ее рамках будем объяснять людям, в чем же преимущество топлива «Евро-4».

– Насколько вы планируете расширить сеть заправок? Охватят ли они только Татарстан или выйдут за его пределы?

– Их число будет увеличено с двадцати до двухсот. Все они будут располагаться на территории Татарстана. Объем произведенного нами топлива составляет 50 процентов от количества всего потребляемого бензина в республике. И поэтому, выходить за грани оптимальной логистики было бы нерационально.

– Приходится ли вам конкурировать с другими производителями топлива «Евро-4» на рынке республики?

– Определенную долю этой продукции выпускает Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Однако согласно нашим исследованиям, в прошлом году бензинов «Евро-4» от других производителей в Татарстане не было. Но есть нюанс. Некоторые крупные сети иногда покупают наш бензин, смешивают его с «Евро-2» и этот коктейль продают.

– Какой объем топлива вы планируете произвести в этом году?

– Около 600 тысяч тонн. Однако надо понимать, что объемы зависят от номенклатуры. Если 80-го бензина выпускается больше, то, соответственно, 92-го и 95-го – меньше. К примеру, в 2007 году мы произвели 627 тысяч тонн, поскольку большая доля приходилась на 80-й бензин, который уходил на экспорт. Теперь практически все наше топливо реализуем в Татарстане. И почти на сто процентов это бензины марок «Регуляр Евро-92» и «Премиум Евро-95».

– Компания «ТАИФ-НК» производит топливо не только для автомобилей, но и для реактивных двигателей. Как обстоят дела с его реализацией?

– Да, мы сертифицированы на производство реактивного топлива как для военной, так и гражданской авиации. Объем выпуска достигает 15 тысяч тонн в месяц. Компания эффективно продает этот продукт и постепенно осваивает рынок. Более того, сейчас мы сертифицировались на авиационное горючее марки Jet A-1 и уже ведем переговоры с покупателями.

Вообще, мы первое предприятие в России, которое сертифицировано в соответствии с требованиями сразу четырех международных стандартов: ISO 9000, ISO 14000, ISO 9100 и OHSAS 1800. То есть качество, экология, безопасность плюс производство реактивного топлива. Причем по системе качества топлива у нас высшая оценка.

– Расскажите о вашем проекте по строительству Комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти. Какие перспективы открываются у компании после его реализации?

– Это уникальный проект. Мы хотим достичь глубины переработки нефти до 98,5 процента, что полностью исключит производство мазута, которое попросту убыточно. Как известно, мазут дешевле нефти. И если, к примеру, компания покупает нефть по 10 тысяч рублей за тонну, а мазут, образовавшийся в результате ее переработки, продает по 5 тысяч рублей, это означает, что каждая тонна произведенного мазута приносит пять тысяч прямого убытка. И потери приходится компенсировать продажей других продуктов.

Мазут, по сути, это нефть плохого качества, именно поэтому зарубежные компании с удовольствием покупают его у России по низкой цене, а затем эффективно перерабатывают. Мы хотим стать первой компанией в стране, которая займется глубокой переработкой нефти.

 Комплекс позволит нам из той же условной тонны мазута стоимостью пять тысяч рублей создавать топливо стандарта «Евро-5» с ценой 20 тысяч рублей за тонну. В пересчете на более крупные объемы дополнительная прибыль будет достигать десятков миллиардов рублей. В общем, глубокая переработка нефти создает огромный потенциал для экономического рывка России.

– Какова стоимость создания комплекса?

– Около 2,4 миллиарда долларов.

– Ваш проект как-то поддерживается федеральными властями?

– Правительство одобрило его. Однако важно понимать, что нефтепереработка – это не самоцель, и завод строится не ради завода, а ради прибыли. А по нашим бизнес-планам, выплату одних только налогов во все уровни бюджета мы увеличим в три раза. Это будет

35-37 миллиардов рублей в год. При этом - обеспечим максимальную экологическую безопасность.

– Какое внимание уделяется экологии на вашем предприятии?

– Архиважным вопросом для компании является ресурсо- и энергосбережение. Надо понимать, что экономика и экология очень сильно между собой связаны. И каждый выброс в атмосферу имеет свою цену – цену нефти. «ТАИФ-НК» – это предприятие с оборотом 3 миллиарда долларов, в производстве которого задействовано 8 миллионов тонн нефтяного сырья. И оно должно использоваться по назначению, а не выбрасываться в воздух.

Так, у нас действует закрытая система налива, благодаря которой бензиновые пары конденсируются и вновь преобразуются в топливо. Мы ничего не сжигаем на факеле. За последние 3 года предприятие увеличило глубину переработки нефти на 8 процентов, выход светлых нефтепродуктов – на 14 процентов. А это притом, что в 2009 году мощности завода были загружены на 100,7 процентов, то есть объем производства увеличили, а выбросы снизили.

А после ввода комплекса мы будем производить только керосин, бензин и дизтопливо, все остальное послужит сырьем для заводов «Нижнекамскнефтехима». Будущее за глубокой переработкой, которая интегрирована в нефтехимический комплекс.

В итоге выстраивается следующая система. Мы сами производим топливо высокого качества, сами продаем его в радиусе оптимальной логистики, и эта продукция делает Татарстан чище. А наша республика – это центр России. И вся наша деятельность, помимо прочего, направлена на продвижение страны.


Вернутся к списку публикаций