English version
Вернутся к списку публикаций
13.10.2010 Журнал «Нефть и Капитал» № 11

Глубокая модернизация. ТАИФ-НК повышает КПД

«ТАИФ-НК» продолжает модернизацию своего Нижнекамского НПЗ. За три последних года компания увеличила глубину переработки нефти на 8% и выход светлых нефтепродуктов – на 14%. Что значительно упрочило ее финансовое состояние.  Однако на этом все основные резервы роста в данном формате в основном исчерпаны. Совершенствование действующих техпроцессов и оборудования не способно обеспечить новый качественный рывок. Эффективное повышение  КПД предприятия возможно  только за счет максимального  углубления переработки нефти (с нынешних 74,1% до 98,5%). К реализации такого проекта «ТАИФ-НК» и готовится приступить.

В ранжире российских НПЗ «ТАИФ-НК» занимает 20 место по объему переработки сырья (8,1твг) и 9-е – по ее глубине (74,1%). Однако, эта небольшая по российским меркам компания  выделяется из общего ряда тем, что с 2008 года  весь производимый ей автомобильный бензин  соответствует стандарту Евро-4 (см. «Преждевременный бензин» в «НиК» №4, 2009 г). Высоким, подтвержденным соответствующими сертификатами качеством отличаются и другие выпускаемые здесь нефтепродукты - дизтопдиво, авиакеросин, нафта, являющаяся ценным сырьем для дальнейшего  нефтехимического передела. Достигнутый уровень качества, как и наращивание объемов производства, были обеспечены благодаря постоянно ведущейся здесь модернизации.

Лучшее – друг хорошего

Модернизацию прошли все основные производственные мощности «ТАИФ-НК». Прежде всего, это  основа ее производственной схемы -  установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7. В 2007-2009 годах был повышен КПД ее печей, изменена схема теплообмена. В результате за этот период отбор светлых нефтепродуктов был увеличен до 63,48%.  Кроме того, была обеспечена замена на газ сжигаемого в печах  мазута, что значительно повысило экологичность  установки.

Проведенная в 2008 году (совместно с компанией Criterion Catalyst Co Ltd, UK-Великобритания) реконструкция  установки гидроочистки средних дистиллятов  НПЗ позволила на 10% увеличить объем катализатора гидроочистки и полностью заменить каталитическую систему.  После чего у «ТАИФ-НК» появилась возможность  производить дизтопливо стандарта «Евро-4».

«Что произвели» (в тоннах)

  2007 2008 2009
Дизтопливо     1,7  млн  1,9 млн  2 млн
Нафта   1,2 млн   1,3  млн   1,5 млн
Керосин/авиакеросин 384 тыс 269 тыс 357 тыс 
Автобензин 489,1 тыс   627,5 тыс 549,4 тыс
Битум дорожный    60,4 тыс  75 тыс  65,7 тыс
Вакуумный газойль   690,9 тыс  662,1 тыс 599,3 тыс
Мазут  2,2 млн  1,9 млн  2,1 млн
Печное топливо 413,6 тыс 382,3 тыс 451,9 тыс

 

«Что заработали»  (в руб)

  2007 2008 2009

Товарной продукции 

65,4 млрд   89,1 млрд 74,9 млрд
Чистая прибыль  4,6 млрд  5,3 млрд   617 млн

В настоящее время (совместно с компанией Shell Global Solutions International B.V. - Нидерланды) ведутся работы по переходу к производству дизтоплива уровня Евро-5. При этом,  мощность  установки гидроочистки будет увеличена на 30% от проектной – за счет включения в существующую схему дополнительного реактора, а так же реконструкции и установки ряда новых блоков. Это позволит при существующем уровне энергопотребления увеличить выработку летнего дизтоплива Евро-5 на 30% и производить все зимнее дизтопливо на уровне самых высоких требованияй скандинавских стран . Работы должны завершиться в 2011 году. К этому времени, по словам гендиректора «ТАИФ-НК» Александра Бабынина, «Транснефтепродукт» должен обеспечить подключение  «ТАИФ-НК»  к  магистральному  продуктопроводу «Север», предназначенному  специально для транспортировки дизтоплива Евро-5. Что позволит оптимизировать схему логистики.

Серьезной реконструкции подверглась и установка по переработке газового конденсата, входящая в состав завода бензинов. Ее первоначальная технологическая схема не предполагала выделения керосиновой фракции.  Однако затем такой подход  оценили как неэффективный и схема была изменена. Благодаря этому, появилась возможность не только организовывать выпуск керосина и зимнего дизельного топлива, но и значительно улучшить качество  прямогонного бензина - для нужд нефтехимии.

 В 2008 году в существующую схему завода газового конденсата была встроена установка ЭЛОУ-1, что обеспечило возможность расширить  качественный (по содержанию солей) диапазон перерабатываемого сырья, максимально загрузить мощности и увеличить пробег оборудования. При мощности  завода  1 млн.тн его  загрузка в 2007 году  составляла 505 тыс. тн, а в 2009-ом– 764 тыс тн (76,4%). То есть резерв для ее увеличения еще есть. В то же время, как рассказал «НиК» Александр Бабынин, ограниченные объемы добычи газового конденсата и существенно увеличившиеся мощности по его переработке в России привели к значительному повышению цены этого  углеводородного сырья. В результате его переработка стала не эффективной. Потому в 2009 году завод произвел только 0,5 млн тонн нафты. Вместе с производимыми на НПЗ 1,1 млн твг прямогонного бензина  объем  выпуска этого сырья для нефтехимии составил 1,6 млн тн. Таким образом сегодня перекрывается текущая потребность в нафте «Нижекамскнефтехима», и 300-400 тыс твг этого продукта приходится экспортировать. В перспективе, после реализации   «Нижнекамскнефтехимом» очередного проекта по наращиванию пиролизных мощностей, вся нафта окажется востребованной, и появится необходимость загрузить установку полностью. В «ТАИФ-НК» рассчитывают, что к этому времени  конъюнктура  рынка газового конденсата улучшится.

В 2007-2009 годах «ТАИФ-НК» целенаправленно занималась повышением качества выпускаемых топлив. С 2008 года завод автобензинов (основу которого  составляет установка каткрекинга) производит исключительно бензин, по своим параметрам соответствующий требованиям стандарта Евро-4. В том же году был получен сертификат, удостоверяющий этот уровень качества. Первоначально необходимые для  его обеспечения  дорогие высокооктановые компоненты закупались на рынке. Но с начала 2009-го в строй  были введены современные установки по производству собственных высокооктановых компонентов (МТБЭ и ТАМЭ). Это способствовало улучшению качественных характеристик автобензинов и снижению зависимости от внешних поставок.

Результатом проведенной модернизации стало углубление переработки сырья до 74,1%, повышение  выхода светлых нефтепродуктов  до 63,48%  (см. «Все светлее») и  рост товарной продукции на 8%. А, кроме того, финансовая устойчивость компании, что было проверено в период кризиса (см «Что заработали»). Пережив некоторый спад, «ТАИФ-НК» начала быстро восстанавливать позиции. За 8 месяцев с.г.  ее чистая прибыль составила 4,7 млрд руб. Ожидается, что по итогам года она достигнет 5,6 млрд., т. е. превысит уровень пикового по всем показателям  2008 года. И это при  полном отсутствии проблемных долгов.

Дойти до максимума

Тем не менее, по оценке  акционеров и менеджмента «ТАИФа»,  к настоящему времени резервы роста в данном формате исчерпаны. Дальнейшее совершенствование действующих техпроцессов и оборудования  не способно обеспечить кардинальное повышение эффективности комплекса. Сделать это можно только на пути максимального углубления переработки сырья, полностью исключив производство товарных темных нефтепродуктов (мазута  и вакуумного газойля), за счет их переработки в высоко востребованные светлые (авиакеросин, дизельное топливо, различные виды сырья для нефтехимии)  (см. «Что произвели»).

О намерении создать комплекс по переработке тяжелых остатков нефтепереработки «ТАИФ»  заявила еще в  2006 году. Тогда  был объявлен международный тендер на выбор технологической схемы, победителями которого на последнем этапе стали альтернативные ТЭО, предложенные немецкой Lurgi GmbH  и японской Chiyoda Corporation.  В основе этих  проектов  лежала технология переработки тяжелых остатков с получением синтез-газа, обеспечивающая получение водорода для комплекса. Параллельно решалась экологическая проблема: комплекс газификации – абсолютно закрытый и безотходный. (см. интервью Александра Бабынина  в «НиК» №6, 2008 г). Однако в 2009 году «ТАИФ-НК»  выбирает   более оптимальную технологическую схему той же Lurgi GmbH, а в качестве лицензиара  - американскую UOP Limite. С последней были подписаны контракты на базовое проектирование и предоставление лицензий на технологии деасфальтизации и гидрокрекинга. Стоимость создания первой очереди оценивается в $1 млрд (при общей стоимости проекта $1,9 млрд).

Согласно проекту, в комплекс, в частности, войдут установки сольвентной деасфальтизации, гидрокрекинга вакуумных дистиллятов, гидроочистки атмосферных газойлей, выделения серы. Будет реконструирован действующий блок  висбрекинга  в ЭЛОУ АВТ-1,8 и комплекс общезаводского хозяйства, построены установки получения водорода из природного газа и энергетическая установка по сжиганию асфальта с выработкой пара и электроэнергии и сероочисткой дымовых газов. Реализация  проекта должна полностью исключить  производство мазута и вакуумного газойля,  обеспечив  повышение глубины переработки  нефти до 98,5%, увеличение выхода  светлых нефтепродуктов (нафты - на 59%, автобензинов  – на 38%, дизтоплива – более чем  вдвое)   и производство  только высококачественных нефтепродуктов (в частности,  бензинов и дизтоплива  исключительно уровня Евро-5). Кроме того она предсуматривает  наращивание  мощностей по переработке нефти с 7 до 9,1 млн твг.

Под собственным брендом

Развитие производства  предполагает одновременное создание оптимальных схем логистики. В случае «ТАИФ-НК»  они вполне просматриваются: всю нафту – соседнему «Нижнекамскнефтехиму»,  дизтопливо  – в  магистральный продуктопровод, большую часть бензина –  бензоторговцам на территории  республики.

Первоочередной текущей задачей на этом направлении, решение которой зависит  в большей степени от самой компании, чем от внешних факторов,  является развитие собственной розничной сбытовой сети в Татарстане. Задача «ТАИФ-НК», не просто реализация топлив собственного производства в оптимальном радиусе – порядка 350 км от завода, но, главное, активное продвижение  и защита собственного бренда.  Сегодня  70% реализуемого на топливном рынке РТ бензина  позиционируется как  топливо «ТАИФ-НК».  Однако проводимые компанией регулярные проверки отпускаемых бензоторговцами под ее маркой нефтепродуктов, свидетельствуют  о том, что реализуемое ими топливо часто не соответствует  заводскому качеству, то есть стандарту Евро-4. В лучшем случае, его смешивают с дешевыми бензинами. Таким образом, дискредитируется  компания-производитель и ее бренд. Защитить честь марки можно только имея собственную сбытовую сеть, охватывающую все регионы республики. Ее создание и предполагает реализуемая «ТАИФ-НК» стратегия действий на розничном топливном  рынке.

Если два года назад у  компании  была только одна заправка - на въезде в Казань (под логотипом «Карсар»), то в настоящее время  - 24  на территории РТ. В частности, в прошлом году была приобретена сеть «Татсол» из десяти АЗС (в том числе восемь - в Казани).  Львиную долю в реализуемом «ТАИФ-НК» через собственную розницу  горючем (76%) составляет бензин  «Регуляр Евро-92». Причем,  по ценам ниже, чем у других участников этого рынка. И не за счет демпинга, в чем ее обвиняют конкуренты, а за счет того, что это позволяет экономика торговли собственным топливом.

 В 2009 году объем розничной реализации «ТАИФ-НК» через собственную сеть АЗС в РТ вырос с 1,4 тыс тн в месяц до 1,9 тыс тн.  К 2015 году  число  заправок под брендом компании планируется  увеличить до 200. За счет, как нового строительства, так и  покупки  действующих мелких сетей. То есть компания намерена вполне логично вписаться в этот рынок, придав остроты конкуренции и ослабив доминирование  его сегодняшних лидеров – «Татнефти» и «Татнефтепродукта», кстати, торгующих в РТ и ближайших регионах в значительной степени  нефтепродуктами «ТАИФ-НК».  Надо сказать, что для единственного пока производителя моторного топлива в республике, увеличение доли на ее топливном рынке оказалось задачей не легкой.  Выделения участков под АЗС на территории Татарстана компания  добивается с большим трудом. И наблюдатели склонны видеть в этом происки влиятельных конкурентов. Независимые же бензоторговцы не хотят продавать бизнес,  и потому цены за свои активы заламываются невероятные.  Тем не менее, процесс расширения розничной сети идет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. В текущем году в республике появилось три новых АЗС под  логотипом «ТАИФ-НК» (в Елабуге, Лениногорске, Казани). До конца года планируется ввести в строй еще три заправочных комплекса.


Вернутся к списку публикаций