|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
События Публикации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернутся к списку публикаций
Глубокая модернизация. ТАИФ-НК повышает КПД«ТАИФ-НК» продолжает модернизацию своего Нижнекамского НПЗ. За три последних года компания увеличила глубину переработки нефти на 8% и выход светлых нефтепродуктов – на 14%. Что значительно упрочило ее финансовое состояние. Однако на этом все основные резервы роста в данном формате в основном исчерпаны. Совершенствование действующих техпроцессов и оборудования не способно обеспечить новый качественный рывок. Эффективное повышение КПД предприятия возможно только за счет максимального углубления переработки нефти (с нынешних 74,1% до 98,5%). К реализации такого проекта «ТАИФ-НК» и готовится приступить. В ранжире российских НПЗ «ТАИФ-НК» занимает 20 место по объему переработки сырья (8,1твг) и 9-е – по ее глубине (74,1%). Однако, эта небольшая по российским меркам компания выделяется из общего ряда тем, что с 2008 года весь производимый ей автомобильный бензин соответствует стандарту Евро-4 (см. «Преждевременный бензин» в «НиК» №4, 2009 г). Высоким, подтвержденным соответствующими сертификатами качеством отличаются и другие выпускаемые здесь нефтепродукты - дизтопдиво, авиакеросин, нафта, являющаяся ценным сырьем для дальнейшего нефтехимического передела. Достигнутый уровень качества, как и наращивание объемов производства, были обеспечены благодаря постоянно ведущейся здесь модернизации. Лучшее – друг хорошего Модернизацию прошли все основные производственные мощности «ТАИФ-НК». Прежде всего, это основа ее производственной схемы - установка первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-7. В 2007-2009 годах был повышен КПД ее печей, изменена схема теплообмена. В результате за этот период отбор светлых нефтепродуктов был увеличен до 63,48%. Кроме того, была обеспечена замена на газ сжигаемого в печах мазута, что значительно повысило экологичность установки. Проведенная в 2008 году (совместно с компанией Criterion Catalyst Co Ltd, UK-Великобритания) реконструкция установки гидроочистки средних дистиллятов НПЗ позволила на 10% увеличить объем катализатора гидроочистки и полностью заменить каталитическую систему. После чего у «ТАИФ-НК» появилась возможность производить дизтопливо стандарта «Евро-4». «Что произвели» (в тоннах)
«Что заработали» (в руб)
В настоящее время (совместно с компанией Shell Global Solutions International B.V. - Нидерланды) ведутся работы по переходу к производству дизтоплива уровня Евро-5. При этом, мощность установки гидроочистки будет увеличена на 30% от проектной – за счет включения в существующую схему дополнительного реактора, а так же реконструкции и установки ряда новых блоков. Это позволит при существующем уровне энергопотребления увеличить выработку летнего дизтоплива Евро-5 на 30% и производить все зимнее дизтопливо на уровне самых высоких требованияй скандинавских стран . Работы должны завершиться в 2011 году. К этому времени, по словам гендиректора «ТАИФ-НК» Александра Бабынина, «Транснефтепродукт» должен обеспечить подключение «ТАИФ-НК» к магистральному продуктопроводу «Север», предназначенному специально для транспортировки дизтоплива Евро-5. Что позволит оптимизировать схему логистики. Серьезной реконструкции подверглась и установка по переработке газового конденсата, входящая в состав завода бензинов. Ее первоначальная технологическая схема не предполагала выделения керосиновой фракции. Однако затем такой подход оценили как неэффективный и схема была изменена. Благодаря этому, появилась возможность не только организовывать выпуск керосина и зимнего дизельного топлива, но и значительно улучшить качество прямогонного бензина - для нужд нефтехимии. В 2008 году в существующую схему завода газового конденсата была встроена установка ЭЛОУ-1, что обеспечило возможность расширить качественный (по содержанию солей) диапазон перерабатываемого сырья, максимально загрузить мощности и увеличить пробег оборудования. При мощности завода 1 млн.тн его загрузка в 2007 году составляла 505 тыс. тн, а в 2009-ом– 764 тыс тн (76,4%). То есть резерв для ее увеличения еще есть. В то же время, как рассказал «НиК» Александр Бабынин, ограниченные объемы добычи газового конденсата и существенно увеличившиеся мощности по его переработке в России привели к значительному повышению цены этого углеводородного сырья. В результате его переработка стала не эффективной. Потому в 2009 году завод произвел только 0,5 млн тонн нафты. Вместе с производимыми на НПЗ 1,1 млн твг прямогонного бензина объем выпуска этого сырья для нефтехимии составил 1,6 млн тн. Таким образом сегодня перекрывается текущая потребность в нафте «Нижекамскнефтехима», и 300-400 тыс твг этого продукта приходится экспортировать. В перспективе, после реализации «Нижнекамскнефтехимом» очередного проекта по наращиванию пиролизных мощностей, вся нафта окажется востребованной, и появится необходимость загрузить установку полностью. В «ТАИФ-НК» рассчитывают, что к этому времени конъюнктура рынка газового конденсата улучшится. В 2007-2009 годах «ТАИФ-НК» целенаправленно занималась повышением качества выпускаемых топлив. С 2008 года завод автобензинов (основу которого составляет установка каткрекинга) производит исключительно бензин, по своим параметрам соответствующий требованиям стандарта Евро-4. В том же году был получен сертификат, удостоверяющий этот уровень качества. Первоначально необходимые для его обеспечения дорогие высокооктановые компоненты закупались на рынке. Но с начала 2009-го в строй были введены современные установки по производству собственных высокооктановых компонентов (МТБЭ и ТАМЭ). Это способствовало улучшению качественных характеристик автобензинов и снижению зависимости от внешних поставок. Результатом проведенной модернизации стало углубление переработки сырья до 74,1%, повышение выхода светлых нефтепродуктов до 63,48% (см. «Все светлее») и рост товарной продукции на 8%. А, кроме того, финансовая устойчивость компании, что было проверено в период кризиса (см «Что заработали»). Пережив некоторый спад, «ТАИФ-НК» начала быстро восстанавливать позиции. За 8 месяцев с.г. ее чистая прибыль составила 4,7 млрд руб. Ожидается, что по итогам года она достигнет 5,6 млрд., т. е. превысит уровень пикового по всем показателям 2008 года. И это при полном отсутствии проблемных долгов. Дойти до максимума Тем не менее, по оценке акционеров и менеджмента «ТАИФа», к настоящему времени резервы роста в данном формате исчерпаны. Дальнейшее совершенствование действующих техпроцессов и оборудования не способно обеспечить кардинальное повышение эффективности комплекса. Сделать это можно только на пути максимального углубления переработки сырья, полностью исключив производство товарных темных нефтепродуктов (мазута и вакуумного газойля), за счет их переработки в высоко востребованные светлые (авиакеросин, дизельное топливо, различные виды сырья для нефтехимии) (см. «Что произвели»). О намерении создать комплекс по переработке тяжелых остатков нефтепереработки «ТАИФ» заявила еще в 2006 году. Тогда был объявлен международный тендер на выбор технологической схемы, победителями которого на последнем этапе стали альтернативные ТЭО, предложенные немецкой Lurgi GmbH и японской Chiyoda Corporation. В основе этих проектов лежала технология переработки тяжелых остатков с получением синтез-газа, обеспечивающая получение водорода для комплекса. Параллельно решалась экологическая проблема: комплекс газификации – абсолютно закрытый и безотходный. (см. интервью Александра Бабынина в «НиК» №6, 2008 г). Однако в 2009 году «ТАИФ-НК» выбирает более оптимальную технологическую схему той же Lurgi GmbH, а в качестве лицензиара - американскую UOP Limite. С последней были подписаны контракты на базовое проектирование и предоставление лицензий на технологии деасфальтизации и гидрокрекинга. Стоимость создания первой очереди оценивается в $1 млрд (при общей стоимости проекта $1,9 млрд). Согласно проекту, в комплекс, в частности, войдут установки сольвентной деасфальтизации, гидрокрекинга вакуумных дистиллятов, гидроочистки атмосферных газойлей, выделения серы. Будет реконструирован действующий блок висбрекинга в ЭЛОУ АВТ-1,8 и комплекс общезаводского хозяйства, построены установки получения водорода из природного газа и энергетическая установка по сжиганию асфальта с выработкой пара и электроэнергии и сероочисткой дымовых газов. Реализация проекта должна полностью исключить производство мазута и вакуумного газойля, обеспечив повышение глубины переработки нефти до 98,5%, увеличение выхода светлых нефтепродуктов (нафты - на 59%, автобензинов – на 38%, дизтоплива – более чем вдвое) и производство только высококачественных нефтепродуктов (в частности, бензинов и дизтоплива исключительно уровня Евро-5). Кроме того она предсуматривает наращивание мощностей по переработке нефти с 7 до 9,1 млн твг. Под собственным брендом Развитие производства предполагает одновременное создание оптимальных схем логистики. В случае «ТАИФ-НК» они вполне просматриваются: всю нафту – соседнему «Нижнекамскнефтехиму», дизтопливо – в магистральный продуктопровод, большую часть бензина – бензоторговцам на территории республики. Первоочередной текущей задачей на этом направлении, решение которой зависит в большей степени от самой компании, чем от внешних факторов, является развитие собственной розничной сбытовой сети в Татарстане. Задача «ТАИФ-НК», не просто реализация топлив собственного производства в оптимальном радиусе – порядка 350 км от завода, но, главное, активное продвижение и защита собственного бренда. Сегодня 70% реализуемого на топливном рынке РТ бензина позиционируется как топливо «ТАИФ-НК». Однако проводимые компанией регулярные проверки отпускаемых бензоторговцами под ее маркой нефтепродуктов, свидетельствуют о том, что реализуемое ими топливо часто не соответствует заводскому качеству, то есть стандарту Евро-4. В лучшем случае, его смешивают с дешевыми бензинами. Таким образом, дискредитируется компания-производитель и ее бренд. Защитить честь марки можно только имея собственную сбытовую сеть, охватывающую все регионы республики. Ее создание и предполагает реализуемая «ТАИФ-НК» стратегия действий на розничном топливном рынке. Если два года назад у компании была только одна заправка - на въезде в Казань (под логотипом «Карсар»), то в настоящее время - 24 на территории РТ. В частности, в прошлом году была приобретена сеть «Татсол» из десяти АЗС (в том числе восемь - в Казани). Львиную долю в реализуемом «ТАИФ-НК» через собственную розницу горючем (76%) составляет бензин «Регуляр Евро-92». Причем, по ценам ниже, чем у других участников этого рынка. И не за счет демпинга, в чем ее обвиняют конкуренты, а за счет того, что это позволяет экономика торговли собственным топливом. В 2009 году объем розничной реализации «ТАИФ-НК» через собственную сеть АЗС в РТ вырос с 1,4 тыс тн в месяц до 1,9 тыс тн. К 2015 году число заправок под брендом компании планируется увеличить до 200. За счет, как нового строительства, так и покупки действующих мелких сетей. То есть компания намерена вполне логично вписаться в этот рынок, придав остроты конкуренции и ослабив доминирование его сегодняшних лидеров – «Татнефти» и «Татнефтепродукта», кстати, торгующих в РТ и ближайших регионах в значительной степени нефтепродуктами «ТАИФ-НК». Надо сказать, что для единственного пока производителя моторного топлива в республике, увеличение доли на ее топливном рынке оказалось задачей не легкой. Выделения участков под АЗС на территории Татарстана компания добивается с большим трудом. И наблюдатели склонны видеть в этом происки влиятельных конкурентов. Независимые же бензоторговцы не хотят продавать бизнес, и потому цены за свои активы заламываются невероятные. Тем не менее, процесс расширения розничной сети идет, хотя и не так быстро, как хотелось бы. В текущем году в республике появилось три новых АЗС под логотипом «ТАИФ-НК» (в Елабуге, Лениногорске, Казани). До конца года планируется ввести в строй еще три заправочных комплекса. Вернутся к списку публикаций |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|