English version
Вернутся к списку публикаций
14.09.2009 Журнал «Татарстан»

По курсу «Евро»

В прошлом году компания ТАИФ-НК завершила модернизацию производства моторных топлив и перешла к выпуску бензина стандарта «Евро-4». В прошлом году объем производства автомобильных бензинов на ТАИФ-НК составил 627 тысяч тонн. Заявленный объем на год нынешний – 631 тысяча тонн. Сегодня все автомобильные бензины производства ТАИФ-НК соответствуют стандартам «Евро-4». Теперь главная задача компании и ее руководителя Александра Бабынина – увеличить присутствие такого бензина на местном топливном рынке.

Александр Александрович Бабынин
Генеральный директор ОАО «ТАИФ-НК», заслуженный химик Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники, обладатель премии Правительства РФ в области науки и техники за разработку процесса каталитического крекинга – гидроочистки сернистого сырья – и создание на его основе крупнотоннажного промышленного производства высокооктанового автомобильного бензина.

 

– Александр Александрович, в российских технических регламентах бензин делится на классы, а понятие стандарта «Евро» не прописано ни в одном официальном документе.

– Действительно, стандартами «Евро» оперируют больше потребители, чем производители и участники топливного рынка. Но российские технические регламенты и европейские стандарты находятся в прямой зависимости: второй класс соответствует стандарту «Евро-2», четвертый – «Евро-4». Стандарты «Евро», прежде всего, вводят ограничения на вредные с точки зрения воздействия на окружающую среду составляющие. Хотя понятия «воздействие на окружающую среду» и «воздействие на автомобиль» тесно взаимосвязаны. Если топливо сгорает плохо, машине наносится ущерб: происходит повышенное нагарообразование в двигателе, засоряются топливные и каталитические системы и так далее. С другой стороны, если топливо плохо сгорает, это ведет к повышению выхлопа вредных веществ, в том числе угарного газа и сернистых ангидридов. Стандарт «Евро-4» вводит существенные ограничения на содержание в бензине вредных веществ.

– Каких именно?

– В первую очередь так называемой «ароматики», особенно бензола. Если в бензинах второго и третьего классов содержится 2,5–3% бензола, то в топливе «Евро-4» оно ограничено 1%. Кроме того, по сравнению с «Евро-2» в топливе «Евро-4» в десять раз снижено содержание серы – с 500 до 50 миллиграммов на килограмм.

– Модернизацию производства, которая и позволила вам перейти на выпуск топлив стандарта «Евро-4», вы завершили в прошлом году. Это было собственное решение компании или оно принималось с подачи и по желанию руководства региона?

– Нефтегазохимический комплекс в Татарстане – без преувеличения – развивается в уникальных условиях, при постоянной поддержке Правительства и Президента. То, что было достигнуто, – результат постоянной совместной работы бизнеса и власти. Достаточно показателен тот факт, что ни одна крупная отраслевая конференция не обходится без участия представителей РТ. Достижения и проекты наших компаний всегда ставятся в пример нефтегазопереработчикам из других регионов. Кроме того, несколько представителей Татарстана обязательно приглашаются в президиум конференции или симпозиума.

– Какие средства компания вложила в модернизацию производства?

– В общей сложности в течение последних восьми лет мы потратили порядка 40 миллиардов рублей. К настоящему времени из всех существующих установок ТАИФ-НК только установка ЭЛОУ-АВТ-7 строилась еще в советские времена. Начиная с 2000 года все наше развитие двигалось по схеме «строительство – ввод в эксплуатацию», «строительство – ввод»… За восемь лет интенсивного развития глубина переработки нефти на предприятии была увеличена с 45% до 74%. Только за последние три года ТАИФ-НК увеличил вы ход светлых продуктов на 14% и на 8% – глубину переработки. Те, кто занимается нефтепереработкой, знают: плюс 8% за три года – это почти прорыв. В настоящее время мы приступаем к реализации проекта глубокой переработки тяжелых остатков, который будет уникальным не только для Татарстана, но и в общероссийских масштабах. Глубина переработки нефти составит 98,5%. Кроме того, новая технология предполагает отказ от использования природного газа – из него вырабатывается водород, необходимый для переработки нефти. При объемах в 7 миллионов тонн нефти и использовании стандартных технологий нам требуется не менее 650 тысяч тонн природного газа. Это не только дополнительные затраты – это еще и определенные финансовые риски для нефтепереработчика: ежегодно цена на природный газ растет минимум на 20%. Та технология, которую ТАИФ-НК планирует внедрить, позволит выделять водород из остатков переработки. Это почти революция для отечественной нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, данная технология как нельзя лучше отвечает политике ресурсосбережения, проводимой руководством страны и региона. Наконец, это весьма прибыльно для компании, а увеличение прибыли влечет за собой увеличение поступлений в бюджет. Цикл будет замкнут и в производстве не будут использованы твердые и сыпучие вещества.

– Тем не менее сегодняшняя глубина переработки нефти на ТАИФ-НК пока составляет по рядка 74%. Как используются остальные 26%?

– Формула переработки нефти довольно проста – это нефть минус потери и мазут в числителе и нефть в знаменателе. Мазут – самая тяжелая часть, которая остается у нефтепереработчика после того, как он переработал нефть в целевые светлые нефтепродукты. Мазут используют в качестве котельного топлива, но проблема в том, что, являясь продуктом переработки, он всегда остается дешевле нефти. Следовательно, «благодаря» мазуту предприятию наносится прямой экономический ущерб. И чем меньше глубина переработки, тем этот ущерб больше. Соответственно, чем больше глубина, тем меньше убытков. Причем зависимость эта нелинейная – если глубина увеличивается, к примеру, на 10%, прибыль растет больше, чем на 20%.

– Мазут, являющийся нефтезамещающим сырьем, активно покупается на Западе. Имеет ли смысл вкладываться в глубокую переработку, если можно отправлять его на экспорт?

– Зарубежные компании покупают российский мазут в целях его дальнейшей переработки, причем маржинальная разница, которую они получают благодаря дешевизне мазута, максимальна. Нынешняя экономическая ситуация делает эту модель еще более показательной. Нефть в кризис, безусловно, дешевеет, но мазут дешевеет еще более кардинально. В пик кризиса на рынке была масса предложений от нефтепереработчиков забрать мазут из их резервуаров бесплатно. Маржинальная прибыль компаний, торгующих мазутом, в кризис падает практически до нуля. Если же заниматься глубокой переработкой, маржинальная разница падает не более, чем на 20%. Сегодня в стране производится порядка 70 миллионов тонн мазута, и чисто теоретически их можно было бы переработать в 45–50 миллионов тонн светлых нефтепродуктов. Это сравнимо с сегодняшними объемами нефтепереработки в стране. Если из 70 миллионов тонн снять с экспортных потоков хотя бы 30 миллионов, нефть может подорожать. Что не только принесет дополнительные доходы в казну государства, но и послужит общестабилизирующим фактором для экономики.

– Естественно, что вы, как и любая коммерческая компания, заинтересованы в увеличении прибыли. Если производство бензинов стандарта «Евро-2» законодательно не запрещено, зачем было вкладываться в производство нефтепродуктов стандарта «Евро-4»?

Отказ от использования в глубокой переработке природного газа – это почти революция для отечественной нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, данная технология как нельзя лучше отвечает политике ресурсосбережения, проводимой руководством страны и региона.

Сегодня в стране производится порядка 70 миллионов тонн мазута, и чисто теоретически их можно было бы переработать в 45–50 миллионов тонн светлых нефтепродуктов. Это сравнимо с сегодняшними объемами нефтепереработки в стране. Если из 70 миллионов тонн снять с экспортных потоков хотя бы 30 миллионов, нефть может подорожать. Что не только принесет дополнительные доходы в казну государства, но и послужит общестабилизирующим фактором для экономики.

Сейчас мы работаем над созданием проекта первой АЗС компании ТАИФ-НК. Бренд – это не вывеска, а уверенность клиента в том, что под узнаваемой торговой маркой ему будет
продан товар одного и того же, стандартного, гарантированного качества.

За восемь лет интенсивного развития глубина переработки нефти на предприятии была увеличена с 45% до 74%. Только за последние три года ТАИФ-НК увеличил выход светлых продуктов на 14% и на 8% – глубину переработки.

 

– Запуская производство «Евро 4», мы следовали нашей миссии. Мне как руководителю компании ТАИФ-НК и руководству группы компаний ТАИФ очень важно, в каких условиях мы живем и чем мы дышим. Емкость татарстанского топливного рынка – порядка миллиона тонн. Если бы все потребляемое топливо соответствовало стандарту «Евро-4», в атмосферу не было бы выброшено 450 тонн серы, или 900 тонн сернистых ангидридов. Эти 900 тонн концентрируются над крупными городами, чей автопарк огромен. Вклад транспорта в дело загрязнения воздуха приближается к 90%. В Нижнекамске, который является крупнейшим в Восточной Европе промышленным узлом, более 85% экологической нагрузки дает транспорт. Группа компаний ТАИФ в целом и компания ТАИФ-НК являются градо- и бюджетообразующими предприятиями региона, поэтому мы рассчитываем цели на десятилетия вперед.

– Когда ТАИФ-НК планирует окупить вложения в модернизацию собственного производства?

– Завод бензинов уже практически окупился – за два года нам удалось вернуть порядка 80% инвестиций. Мы построили завод всего за два года, хотя стандартный срок возведения подобных объектов – четыре-пять лет. Кроме того, импортным установкам мы предпочли отечественные научные разработки. По цене они вдвое дешевле зарубежных аналогов, хотя по характеристикам не уступают, а во многом и превосходят их.

Один из основных компонентов технологической линии был разработан Всероссийским научно исследовательским институтом углеводородного сырья при непосредственном руководстве директора ВНИИУС академика Ахмета Мазгарова. Благодаря нашим ноу-хау себестоимость выпускаемого сегодня топлива стандарта «Евро-4» ниже себестоимости ранее производимого бензина «Евро-2». Это и позволяет удерживать цену на бензин производства ТАИФ-НК на уровне среднерыночных показателей.

– 630 тысяч тонн – это порядка 63% республиканского рынка автомобильных бензинов. Через какие каналы ТАИФ-НК реализует свою продукцию?

– На территории Татарстана ТАИФ-НК продает более 60% произведенного бензина. Остальное уходит на экспорт и в соседние регионы. В том числе, кстати, и в Уфу, где работают три НПЗ, суммарный объем производства бензинов которых составляет порядка пяти миллионов тонн. Сейчас мы активно занимаемся развитием собственной сети АЗС, и в настоящее время ТАИФ-НК принадлежат 20 АЗС в регионе. Наши основные партнеры в Татарстане – «Татнефть – АЗС Центр» и Татнефтепродукт. В ТАИФ-НК не раз поступали предложения о покупке заправочных станций за пределами Татарстана, однако пока мы от таких приобретений воздерживаемся – для нас важнее, чтобы на топливо стандарта «Евро-4» начал переходить местный рынок.

Недавно мы провели мониторинг заправочных станций в крупных городах, и выяснилось, что кроме бензина производства ТАИФНК на рынке крайне мало топлива стандарта «Евро-4». Хотя многие компании покупают бензин у нас, они в последствии смешивают его с бензинами других производителей, причем с бензинами стандартов «Евро2» и «Евро-3». А если резервуар на две трети заполнен топливом «Евро-4» и всего на треть – бензином «Евро-2», в итоге вы получаете бензин «Евро-2». Увы, это законом не запрещается.

– Появится ли в ближайшее время у компании ТАИФ-НК собственный бренд?

– Сейчас мы работаем над созданием проекта первой АЗС компании ТАИФ-НК. Бренд – это не вывеска, а уверенность клиента в том, что под узнаваемой торговой маркой ему будет продан товар одного и того же, стандартного, гарантированного качества. Качества мы достигли, теперь наша задача – достичь узнаваемости.

– Как правило, в кризисные времена бизнес сворачивает все маркетинговые программы. Заставил ли нынешний кризис скорректировать планы компании по созданию бренда и развитию собственной сети АЗС?

– Создание собственного бренда – вещь внекризисная. И комплекс глубокой переработки тяжелых остатков, и развитие сети АЗС – два равновеликих приоритета. Потому что и то, и другое – будущее компании.

 


Основные продукты производства ОАО «ТАИФ-НК»: автомобильные бензины (Нормаль-80, Регуляр Евро-92, Премиум Евро-95), дизельное топливо (летнее, зимнее), технический керосин, авиационное топливо, прямогонный бензин, бензин газовый стабильный, топливо технологическое экспортное, вакуумный газойль, сера, нафта, мазут, битумы дорожные, топливо судовое маловязкое, печное топливо, тяжелый газойль, бутан-бутиленовая фракция, пропан-бутановая фракция, пропан-пропиленовая фракция.


ТАИФ-НК
Нижнекамск, промышленная зона, здание А-12а,
тел. (8555) 38-16-16, факс 38-17-17,
www.taifnk.ru,
e-mail: referent@taifnk.ru


Вернутся к списку публикаций